jQuery Link jQuery Link jQuery Link

Производство легковых автомобилей в Украине

Счетовод ужасно расстроен – такие числа он даже не хочет записывать в таблицы своих толстых книг. Счетоводы любят большие значения, крупные суммы, а здесь что? В среднем в месяц в Украине производилось 396 легковых авто. А были месяцы, когда выпущено всего 8 машин, и даже ноль. Август 2015 стал в своем роде уникальным – ни одной произведенной легковушки на всех автозаводах Украины.

Жив ли «пригон»?

Если новые машины производятся не в том количестве, которого требует население Украины, может спрос компенсируется импортными б/у автомобилями? Вопрос, вероятно, был неуместен. Счетовод нахмурился и смотрит из-подо лба с иронической улыбкой.

В среднем, в 2015 году всего 1050 «свежепригнанных» легковушек попадало в Украину ежемесячно. Минимальное значение – 279 в январе, максимум активности «гонщиков» – октябрь, с показателем 1704 б/у авто. Возможно, у декабря есть шансы стать рекордным по показателю «пригона», ведь требование соответствия ТС Евро-5, вступающее в силу прямо после новогоднего обращения Президента, это вам не шутки.

Продажи новых легковых автомобилей

Судя по двум предыдущим графикам, со скромнейшими значениями, украинцы не покупают свое, не пригоняют б/у, а покупают только новое импортное. Так ли это? Здесь наш Счетовод немного оживился – все значения в таблице хотя бы четырехзначные. В среднем, ежемесячно в Украине реализовывали 3740 новых легковых автомобилей. Много эти или мало? Ну, например, за то же время в Германии, стране с населением почти вдвое большим, чем у нас, было продано около 330 тысяч новых авто (около 36 000 в месяц). Если взять от этого половину, то потребность украинского рынка составит, пускай грубо, 150-170 тысяч новых автомобилей в год. Радует разве то, что перспектива роста у нас огромная. Потенциально.

Вторичный рынок легковых автомобилей

Знаете, почему здесь нет красивого слайда? А потому, что невозможно посчитать то, что живет само по себе, без фиксации. Нам известна минимальная планка рынка продаж б/у авто в Украине – это примерно 30 000 машин в месяц, столько объявлений закрывают пользователи AUTO.RIA с нажатием кнопки «авто продано». Максимум – 80 000 в месяц. Эту цифра проходила среди статистических данных бывших МРЕО, как количество регистрационных операций ТС. Но это, учитывая все процедуры перерегистрации, такие как первый учет, «вписка ГБО», переоборудование, дарение, обмен, выдача дубликата или другого техпаспорта, например, без отметки о залоге в банке и так далее. Учесть продажи, оформляемые по доверенности или на словах, «по техпаспорту», вообще невозможно. В любом случае, как бы наш Счетовод не злился, что при таких больших цифрах нет толковых исходных данных, годовой круговорот автомобильной «бэушки» в Украине составляет как минимум 360 000 автомобилей. Значит, спрос есть, а текущую потребность в транспорте мы закрываем подержанными (часто не в одних руках) автомобилями.

2015 год для компании Peugeot в Украине прошел под овации в адрес нового поколения хэтчбека и универсала 308. Затерявшемуся на таком фоне обновленному 208-му достались лишь отголоски триумфальной Марсельезы. А ведь Peugeot 208 – прекрасный городской автомобиль. Компактный, маневренный и очень азартный в управлении. У него всего одна проблема – роботизированная коробка передач.

Старый-новый робот

«Я тестирую обновленный Peugeot 208».

«С какой коробкой?»

Так начинались почти все диалоги о работе в дни, пока я ездила на 208-ом. Вопрос закономерный, ведь «механика» у 208-го понятна и прекрасна, а вот «робот», предлагавшийся для этой модели, особенный. Если коротко и с чувством, то скажу, что научиться ездить на МКП проще и быстрее, чем привыкнуть к поведению роботизированной 5-ступенчатой ETG. Поэтому обновления коробки я ждала с нетерпением и энтузиазмом. Не скажу, что совсем зря, но вопросы всё же остались.

У «свежего» 208-го роботизированная коробка та же, но с новым блоком управления, иными подшипниками и муфтой. Как это сказалось на ее работе? Теперь автомобиль не срывается назад, каждый раз как вы отпускаете педаль тормоза в пробках – еще до того, как вы коснетесь «газа», 208-ой аккуратно подастся вперед. Передачи переключаются на высоких оборотах – коробка тянет до последнего, выжимая из 82-сильного мотора все соки.

На деле все выглядит так. Маленький руль с идеально точным «нулем» – Пежо невероятно азартен в управлении, вдохновляет давить, топить, обгонять, маневрировать – словом, жить на дороге, а не просто плестись на работу. Но этот животный посыл самым наглым образом обрезает меланхоличный «робот». Он очень долго подумает прежде, чем переключить с первой на вторую. Еще дольше – перебираясь со второй на третью. И все это в тот момент, когда стрелка тахометра очень сильно переваливает за 3000 оборотов. Играет на понижение он тоже часто невпопад. Разгон с нуля на 208-ом похож на вальсирование – шаг вперед и два назад. Зато потом, когда «робот» все же нащупает нужную передачу, автомобиль, словив нужное настроение, вырвется вперед с легкостью пробки из бутылки игристого, наконец, поддавшейся усилию. Средний расход топлива в городском режиме у хэтчбека с таким оснащением за неделю теста составил 6,8 л /100 км – с более аккуратной коробкой 208-ой потреблял бы значительно меньше.

Есть у 208-го и подрулевые лепестки, которые можно задействовать даже не переключаясь в ручной режим.

Новое привычное

Внешне обновленный Peugeot 208 изменился немного. Новый бампер с и утопленными в него противотуманками и переосмысленной фальшрадиаторной решеткой. Смещенные по бокам противотуманки помогли дизайнерам создать иллюзию – говорят, что так автомобиль выглядит более широким. В максимальной комплектации Allure предусмотрена придающая объем накладка на решетку радиатора и панорамная крыша. LED-подсветка новых фар доступна уже с базовой комплектации.

В салоне Peugeot 208 уже привычный для модельной линейки i-Cockpit. Это значит, что здесь вы найдете хваленый маленький, как у гоночного симулятора, руль; выступающую панель приборов, которую этот маленький руль часто перекрывает; 7-дюймовый сенсорный экран системы мультимедиа и минимум кнопок. В автомобиле длиной менее 4 м установлена камера заднего вида.

Логику расположения некоторых функций управления сразу освоят только те, кто хорошо знаком с французскими автомобилями. Остальным придется поискать блок регулировок подогрева сидений (как водителя, так и пассажира), а к тому, что большинство функций запускается через сенсорный экран, придется долго привыкать. Найти необходимую информацию сразу и не отвлекаясь от дороги, не выйдет. Хорошо, что отрегулировать температуру в салоне можно обычными кнопками.

Минимальный объем багажника у хэтчбека 208 составляет 285 л, а если сложить задний ряд, то 1076 л. Объемные вещи загружать не очень удобно из-за высокого борта. Зато под фальшполом имеется полноразмерное запасное колесо.

Обновленный Peugeot 208 действительно достойный городской компакт. Его основные плюсы – просторный, как для В-класса, салон и удивительная управляемость при жесткой, но в меру, подвеске. Каждый раз заглушая двигатель, действительно расстраиваешься, что поездка закончилась. Ему бы «робот» посообразительнее – и придраться было бы не к чему. С другой стороны, ценители азартной езды всегда могут выбрать «механику».

В следующем году стоимость нефти, вероятно, упадет до 16 долларов — такой прогноз сделал Bank of Scotland, которому можно доверять. Вниз цену толкает не только переизбыток предложения, но и перспективные технологии. В Швейцарии, например, совсем недавно решили проблему массового производства водорода.

В Японии покупателям водородных автомобилей правительство возмещает сумму до 27 тысяч долларов, а в Калифорнии планируется потратить 250 млн. из бюджета на развитие сети водородных заправок. Таким образом развитые государства стимулируют спрос на экологически чистый транспорт, и самым перспективным в этой нише являются именно авто с водородными двигателями. Их преимущества очевидны: пробег на одной заправке зависит исключительно от объема условного бака (наращивать который легче и дешевле емкости аккумуляторов), а заправка занимает несколько минут.

Водородные заправки добрались даже до Исландии

Однако, в отличие от электричества, живущего в каждом проводе, найти пару ведер водорода уже не так просто. Причем проблема даже не столько в отсутствии инфраструктуры — сетям АЗС ничего не стоит добавить еще одну колонку и решить вопрос. Беда в том, что сам водород негде взять. Добывать его при помощи традиционного электролиза слишком дорого, поскольку между электродами в растворе необходимы ионные мембраны, препятствующие смешиванию водорода и кислорода. Изготавливают их из редких материалов — например, патентованного полимера «нафион», противостоящего разрушению в кислой среде водного раствора и катализатора. А потому, под вопросом стояла окупаемость водородного производства, ибо при конечной цене продукта вдвое выше стоимости бензина несознательные покупатели наверняка сделают неэтичный по отношению к матушке-природе выбор.

Задача дешевого массового производства водорода занимала лучшие умы на протяжении многих лет, если не десятилетий. И, похоже, кое-кто нашел решение: группа исследователей из политехнического университета Лозанны нашла способ обойтись без ионных мембран. Они разместили катод и анод на расстоянии нескольких миллиметров друг напротив друга. При прохождении между ними ламинарного (то есть невзболтанного) потока водного раствора с определенной скоростью можно добиться самостоятельного разделения полученных молекул Н2 и О2, предотвратив их смешивание в чрезвычайно взрывоопасную смесь.

Новое устройство позволит работать с широким набором электролитов и катализаторов, ведь больше нет мембран, которые быстро приходят в негодность. Разработчики возлагают на него большие надежды и работают над повышением эффективности, но даже если им не суждено оправдаться — есть запасной вариант!

Его авторы работают в университете Колорадо в Боулдере. Они предлагают использовать усовершенствованный метод частичного окисления: при нагревании оксидов металлов из них высвобождается кислород, после чего в устройство подается водяной пар. Кислород из молекул воды замещает недостающие молекулы и в остатке получаем чистый водород. Трудность в том, что данная технология весьма энергозатратна — на нагревание придется потратить слишком много. Но если энергия дармовая — тогда другое дело!

Американские ученые предложили устанавливать нагревательный контур на башне, вокруг которой устанавливается система зеркал. Зеркала отражают солнечный свет, благодаря чему удается добиться необходимых температур (до 1500 градусов в отдельных элементах устройства). С учетом того, какие нынче стоят погоды, дефицита солнечных дней не предвидится.

К сожалению, водородное счастье еще нескоро достигнет украинских просторов. В случае успехов в получении дешевого водорода спрос на водородомобили вырастет в сотни раз, так что автопроизводители будут работать над его удовлетворением прежде всего на перспективных рынках. К которым Украина, к сожалению, не принадлежит.

При удешевлении и повсеместной доступности водородного топлива, а также при условия решения проблем с безопасностью его хранения и транспортировки, первые водородные автомобили будут буквально нарасхват

Эволюция салонов автомобилей — сама по себе благодатная тема для дотошного исследователя, но тут еще и повод: компания Rinspeed представила прототип, в котором попыталась воплотить последние тенденции в этой сфере. Причем, без излишнего концептуализма — все по делу. Оттого и похоже на правду.

Первоначально о каком-либо оформлении салона никто особо не задумывался по причине отсутствия, собственно, салона. Затем, когда вокруг кресла с водителем возвели стены, их начали оббивать изнутри. Затем перед водителем прикрутили первый ПРИБОР — и понеслось.

Сегодня удачный дизайн интерьера автомобиля не менее важен, нежели красивый фасад. О том, как менялись представления о прекрасном на протяжении последних 80 лет и к чему мы пришли в итоге — дальше по тексту.

Ремонт в гостиной

Понятие автомобильной моды, судя по всему, появилось ближе к 30-м годам, когда индустрия переживала эпоху невиданного многообразия форм. Конструкция автомобиля устоялась и в поисках лучшей доли продаж автопроизводители все чаще обращались к людям с развитым художественным вкусом. Которые, в свою очередь, взяли на себя не только эскизы экстерьеров, но и заботы по оформлению салонов.

Приборы? Какие приборы? Это Ford T, мистер!

И если красивые колеса по Генри Форду обеспевивали 80% внешнего эффекта, внутри автомобиля эту роль выполняли приборы. Иногда это был одинокий спидометр, а в машинах подороже — целая россыпь циферблатов. Затем циферблаты и переключатели решили выделить в отдельный кластер — так появилась приборная панель. Располагалась она, как правило, в ряд справа от рулевой колонки на месте, которое впоследствии будут называть приборной панелью, центральной консолью, а то и просто «торпедой». Уже в 30-х годах встречались весьма незаурядные решения – например, как в случае с Cadillac V8.

Dodge Dart Phoenix очаровывал любителей научной фантастики

Однако подлинных высот полет фантазии дизайнеров достиг в послевоенный период. Началось все с того, что Гагарин однажды очень удачно сказал «Поехали!» В Голливуде месседж восприняли буквально и принялись с утроенным рвением эксплуатировать тему космических перелетов, звездных истребителей и всего такого. Довольно быстро астрономический тренд был подхвачен автопроизводителями, и на рубеже 60-х годов клиентов баловали фантастическими многоярусными конструкциями приборной панели с ленточными спидометрами, большим количеством кнопок и переключателей. То есть, не совсем понятно, где здесь космос, но выглядит потрясно! Кстати, эталонный в этом смысле Dodge звался Darth Phoenix (одна буква лишняя, но мы не скажем, какая). Нет, шуток о Звездных Войнах больше не будет.

Тем более, что космической эпохе дизайна буквально наступала на пятки цифровая. В моду вошли кнопки, лучше которых было только много кнопок. Прекрасной иллюстрацией здесь послужат два концепта Lancia: Medusа 1980 года и Orca 82-го. На рулевом колесе «Орки» располагалось 19 кнопок и несколько переключателей, по сторонам от штурвала также было что понажимать. Композицию завершало обилие световых сигнальных табло и приборная панель с графиками малопонятного содержания.

Салон Maserati Boomerang при некоторой усилии над собой сойдет за кокпит имперского космического истребителя, но чем именно руководствовались дизайнеры, запихивая приборы в окружность рулевого колеса, нам неведомо

В том, что механические приборы безнадежно устарели, нас почти убедил концепт Opel Junior, интерьером которого занимался будущий шеф-дизайнер BMW Крис Бэнгл. Каждый прибор «младшего» вмонтирован в отдельную соту, что создавало необычное сочетание минимализма и показной функциональности. Вряд ли это было удобно, но Junior – из тех зрелищ, которые не забываются.

Впоследствии идея раз и навсегда отказаться от аналоговых приборов была признана излишне радикальной, а вот кнопки таки прижились, в том числе и на руле. Лишь во второй половине нулевых их понемногу начали вытеснять сенсорные экраны, что было далеко не всегда оправдано с точки зрения безопасности. Но моде не прикажешь, и в последние годы тачскрин перебирает на себя все больше функций. Например, создатели Volvo XC90 решили не изобретать велосипед и вмонтировали в центральную консоль полноценный планшет, работающий на ОС Android. А что делать – машины становятся сложнее, настроек все больше – так ведь можно и до автосисадминов докатиться. То есть буквально.

Внимание на экран!

Именно усложнение систем автомобиля, появление новых функций автоматического управления и инфотеймента, в ближайшем будущем приведет к тому, что механические приборы отомрут навсегда. Во всяком случае, так считают в швейцарской компании Rinspeed. В новом концепт-каре Etos они продемонстрировали свое представление о ближайшем будущем среднестатистического автомобилиста. Получилось красиво, но кое-что настораживает.

Руль, к примеру, более не является необходимым в дороге атрибутом и выезжает из торпедо по требованию водителя – таким образом Rinspeed выражает уверенность в скором появлении автопилота. Сам он больше похож на штурвал, а блок кнопок на месте традиционной подушки безопасности живо напоминают об экспериментах «Лянчи». В приборной панели максимально полно реализован принцип т.н. стеклянной кабины: термин пришел из авиации и означает полную замену механических приборов экранами. В «Этосе» их три – два 21,5-дюймовых для водителя и пассажира, и один между ними. Экраны управляются жестами и призваны максимально обезопасить взаимодействие с водителем на ходу. Еще бы, при живом автопилоте-то!

Впрочем, один аналоговый девайс в салоне все-таки остался – это часы. Причем, по умолчанию Etos располагает только подставкой, на которую владелец ставит свои наручные котлы. Зачем? Ну, фирма-то из Швейцарии, у них на этот счет серьезный бзик.

А в остальном, Rinspeed Etos, по всей видимости, весьма близок к тому, что пойдет в серию в следующей декаде. Вполне возможно, что в более отдаленной перспективе развитие ИИ приведет к тому, что автомобили будут управляться не жестами, но голосом, и вместо этих бездуховных цветных экранов Full-HD водителям вернут олдскульные спидометр с тахометром. Если, конечно, к тому моменту в автомобиле останутся вращающиеся детали.

Еще чуть-чуть

Сложные системы управления автомобилем создаются как автономные помощники. Но пока, увы, не более того. Для полноценной работы механизма нужно наладить взаимодействие вспомогательных систем. О том, что был разработан автопилот для автомобиля, мир узнал почти двадцать лет назад. При этом в авиации еще в 1930-х годах начали устанавливать системы автоматического пилотирования. А сейчас многие автопроизводители заявляют о том, что к 2020 году запустят в серию первые автопилоты.

Главная причина задержки пока что экспериментального внедрения систем автопилотирования заключается в низком уровне безопасности. По всей видимости, до 2020 производителям хватит времени на усовершенствование своих разработок, что поможет выпустить на дороги автомобили без водителя. А пока рассмотрим основные системы, которые позволяют заменить его частично.

Адаптивный круиз-контроль

Это усовершенствованная версия обычного круиз-контроля, известного еще с 1950-х годов. «Круиз» набрал популярности в Америке с ее длинными хайвеями, где от многочасовых переездов водитель очень уставал. Система поддерживала заданную скорость, а водителю необходимо было только рулить и тормозить в нужные момент.

В начале 2000-х «круиз» пережил переход на новый уровень. В систему был вмонтирован радар, постоянно сканирующий пространство перед машиной. Адаптивный круиз-контроль (АКК) обучили управлять тормозами и в момент обнаружения препятствия замедлять автомобиль вплоть до полной остановки.

Первые системы имели «детские», но довольно серьезные недостатки. К примеру, они не могли различить неподвижные объекты и нервно реагировали на внезапно перестроившийся в ваш ряд другой автомобиль. Проблемы были решены, и теперь на многих автомобилях можно с комфортом пользоваться адаптивные круиз-контролем. При внезапном перестроении в ваш ряд он адекватно замедляет автомобиль и останавливается, когда распознает стоящую впереди машину.

Теперь можно фактически забыть о педали газа. Хотя даже адаптивный круиз-контроль может слишком резко отреагировать на препятствие и пользоваться в городском режиме движения им нужно осторожно. Загородные же поездки, даже при условии наличия попутных автомобилей, позволят активно использовать активный «круиз».

«Пробочный круиз»

Систему адаптивного круиз-контроля не назовешь целиком автономной в рамке заданных функций. К примеру, двигаясь в пробке, простой, хоть и адаптивный, круиз-контроль не сможет поехать дальше, заставляя водителя нажимать педаль газа при каждом старте. Максимум сможет самостоятельно затянуть ручной тормоз. «Апгрейдом» для АКК служит система Stop&Go. Она улавливает момент, когда автомобиль перед вами начал движение, рассчитывает безопасную дистанцию и начинает движение. Но и возможности такого усовершенствованного круиз-контроля ограничены движением в плотном потоке на малых скоростях.

Слежение за разметкой

Некоторое время спустя после возникновения АКК в автомобили начали внедрять системы, контролирующие дорожную разметку. Ее распознает камера на лобовом стекле и подает звуковой сигнал в случае наезда на разделяющую полосу, или создает вибрацию на руле или сидении автомобиля. Иногда они настроены так резко, что засыпающий водитель мигом забывает про усталость.

Еще чуть позже возникли системы LKW (Lane Keeping System), обученные подруливать в пределах полосы. Конечно, для ее корректной работы необходима качественно нанесенная разметка.

Следует знать, что система следует строго в соответствии с разметкой, а такая траектория может быть небезопасна, если вы немного превысили скорость. Часто водители на относительно высокой скорости сглаживают траекторию, срезая углы. LKW во время работы создает такое усилие на руле, что водителю порой не под силу справиться с автомобилем, а в случае с не слишком плавными виражами работа системы может стать и вовсе опасной.

Контроль «слепых зон»

Как правило, транспортные средства, которые мы не можем увидеть в зеркало, как раз и прячутся слева и справа позади автомобиля. Поэтому автопроизводители решили внедрить новую систему – контроля слепых зон.

Поскольку настоящий автопилот должен уметь выполнять маневры, специальный сканер изучает участки дороги по сторонам от автомобиля. Система предупреждает водителя о приближающемся автомобиле слева или справа позади вас, подавая звуковой или световой сигнал. Пока система работает лишь в режиме предупреждения, однако в будущем станет основой для принятия решения автопилотом о перестроении.

Навигационная система

Столь удобное и привычное устройство, как автонавигатор обретет в будущем принципиально новые функции. Его задачами станут не только поиск и указание заданного направления, еще его задачами станет сканирование дорожной обстановки, возникновения новых дорожных дорог и развязок и т.д. На основе всех этих данных автопилот сможет заранее приготовиться к маневру, рассчитать топливо (или запас заряда батареи), включить поворотники.

Когда мир откажется от водителей?

Разработкой соответствующих автопилотам задач и их решением занимается множество компаний и комиссий по всему миру. Но не все так просто с использованием полноценных автономных беспилотников.

Пока что относительно самостоятельно автомобиль с электронными помощниками водителя может двигаться только по загородной дороге. Для полноценной езды в городском ритме ему потребуется нечто большее. Намного больше информации и связь с окружающим миром. И она должна быть двусторонней. По сути, автомобили должны коммуницировать между собой. Также понадобится создание совершенно нового уровня инфраструктуры и передающих устройств – таких, как дорожные сканеры и камеры.

Внедрение такого колоссального комплекса в автомобили и в систему муниципалитета несет за собой огромные затраты. А применение его на каждом автомобиле предусматривает объединение многих производителей в создании унифицированных систем. Можно провести параллель с миром мобильных телефонов, где одна ОС устанавливается разными производителями мобильных устройств, что позволяет связать устройства в любых точках мира.

Очередная проблема, мешающая внедрению беспилотников – изменения в законодательстве. Однако, положительный опыт компании Google заставляет верить в глобальное применение беспилотников. Напомним, что за почти два миллиона пройденных километров беспилотники Google лишь полтора десятка раз попадали в ДТП, да и то не по своей вине. Правительство США пошло на рискованный опыт и не прогадало.

Только об авто. Только самое важное.

Редакция:

Главный редактор: Анна Самойленко

Журналисты: Павел Новожилов, Александр Антонюк, Евгений Пономаренко, Остап Новицкий, Роман Беньковский

Дизайн: Тарас Шевченко, Аліна Панасюк

Верстка: Ольга Жохова

Размещение рекламы: (044) 359-04-66
03035 Киев, ул. Сурикова, 3, корпус 8б
news@auto.ria.com